Вторник
07.05.2024
05:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Житникова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В результате научно - технического прогресса деятельность общества оказывает огромное влияние на природу, вторгается в её естественный механизм саморегуляции, резко изменяет условия существования. Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня.

 В системе непрерывного экологического образования дошкольное воспитание занимает первую ступень. Новообразования, приобретенные в этом возрасте, закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Именно в это время у детей происходит первое знакомство с окружающей средой, основанное на чувственном опыте, активной ориентировочно-исследовательской деятельности, а самое главное – формирование чувства эмоциональной близости с миром живой природы. Исследования ученых (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, С.Н. Николаева и др.) доказывают, что в дошкольном возрасте имеются все условия для формирования основ экологической культуры. . Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
         Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств  для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания

       Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от педагогов: от их экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умения увлечь детей и увлечься самому. Единственным выходом из создавшегося положения  является создание в каждом образовательном учреждении среды, в которой находился бы ребенок с раннего детства. В этой среде он должен не только жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней

 

Известно, что у детей с ЗПР, особенно к старшему дошкольному возрасту накапливаются разнообразные знания об окружающей действительности. Естественно, имеются знания о человеке. Однако проведенный А.М.Федотовой эксперимент с целью выяснить, что дошкольники 5-6 лет знают о человеке, показал, что у детей данного возраста знания характеризуются недостаточной полнотой и конкретностью, малой степенью обобщенности.  (1)

 

Опираясь на проведенные исследования в области общей экологии А.Н. Захлебный, Б.Г. Иоганзен доказали, что экологически грамотное отношение к природе складывается под влиянием окружающей действительности и обучения. Основную цель экологического воспитания и образования они видят в формировании у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления. (6)

Так, начиная с дошкольного возраста, детям с ЗПР необходимо показать положение человека в природе:

во-первых, человека как биологического организма, зависящего от других объектов живой и неживой природы;

во-вторых, как социального существа, способного регулировать воздействие антропогенного фактора на природу.

 

Вообще, представления, с одной стороны, связаны с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем в речи. Понятно, что чем полнее, точнее восприятие, тем полнее и точнее будет представление. Вот почему продолжает оставаться актуальным «золотое правило» Я.А.Коменского:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».(10)    
                                                     

          Представления о природе имеют огромное значение в познании окружающего мира. Если бы у нас формировались только восприятия, и не было бы представлений, знания детей ограничивались бы только тем, что они непосредственно наблюдают. Весь прошлый опыт не существовал бы, люди не могли бы представить будущее, строить проекты, планы. (5)

 

Как мы видим, роль представлений в познании мира природы велика. Они являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний о природе, важным источником познавательных, нравственных, культурологических качеств личности. Представления о многообразных предметах и явлениях окружающего мира являются необходимой основой мыслительных процессов, а значит и условием развития мышления и воображения дошкольников. Без представлений невозможно развитие в детях адекватного отношения к окружающему.(4)

Проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновала Г.Е.Сухарева. Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединского. Разработкой теоретических основ психического развития детей с ЗПР в сравнении с другими аномалиями занималась М.С.Певзнер. Они научно обосновали, что в дошкольном возрасте основой всей познавательной деятельности является чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Опыт показывает, что ребёнок с задержкой психического развития далеко не всегда самостоятельно использует в деятельности те возможности восприятия, которые у них уже есть. Развитие ребёнка с задержкой развития имеет ту же тенденцию, что и дети нормально развивающиеся. Однако, мы не можем забывать, что восприятие ребёнка с задержкой развития проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе обучения и воспитания, что работа с ними должна иметь коррекционную направленность.(2)

 

У разных людей преобладают разные виды представлений, что связано с характером практического опыта и особенностями психического склада человека.

Так, у дошкольников с ЗПР представления возникают в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но всё же эти образы более обобщённые, чем те, которые формируются при простом восприятии. Но восприятие является материалом для развития представлений.

 

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми с ЗПР близких по спектру цветов, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Страдает также и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по его части (С.К.Сиволапов), сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны. Ульенкова У.В. и Пускаева Т.Д. в своих исследованиях выявили, что у большинства дошкольников с ЗПР отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи. (3)

 

Природа - существенная часть той объективной реальности. Существование природы не зависит от жизни и деятельности человека. Изменения, происходящие в природе, не всегда подчиняются воле человека. Поэтому, необходимо знакомить детей дошкольного возраста с ЗПР с постоянно происходящими изменениями в природе, наблюдать их в естественных условиях, показывать их закономерность.

 

Для детей с задержкой развития характерно небольшое отставание в сроках развития восприятия природных явлений. Ещё А.Штраус и Л. Летинен в своей работе «Психопатология и обучение ребенка с повреждениями мозга» писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят», обобщённо формулируя таким образом обнаруживаемую у детей недостаточную целенаправленность восприятия природы, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности знаний

Поэтому специалисты выделяют специальные, коррекционные задачи:

-обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия природных явлений;

-ускорение темпа развития восприятия, его интенсификация (по причине замедленного темпа восприятия)

-преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других- компенсация.

 

Исследования показали, что дошкольники с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту, недостаточным развитием внимания, памяти, недоразвитием личностно- деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности. Эти особенности проявляются в ведущей игровой деятельности и характерных трудностях в оперировании образами-представлениями о природе. (3)

 

           Существует ряд отличий в развитии мышления детей с  ЗПР и их нормально развивающихся сверстников. Выяснено, что дети с ЗПР 5-6лет пытаются объяснить причины некоторых наблюдаемых явлений: « птицы улетают на юг, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Часто они объясняют явления неправильно, путают причину и следствие («холодно сейчас, потому что снег скоро выпадет; осень, потому что цветы вянут», им доступно понимание последовательности развития отдельных предметов и явлений природы. Например, называют очерёдность двух ближайших сезонов (осень – зима; весна – лето), узнают на картине животных и описывают их: «Ёж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и ест». Часто дети смешивают реалистические представления со сказочными: «Медведь лапу сосёт, как сосочку»; « Медведь зимой идёт греться в деревню».

 

 

Исследователи данной проблемы выделяют два направления работы по формированию экологических представлений дошкольников с ЗПР:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

 

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

 

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей с ЗПР можно сформировать начала экологической культуры - осознание правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в данный период жизни.

 

Наряду с этим выделяются критерии сформированности экологических представлений:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Иначе говоря, экологические представления -  это совокупность представлений о животном и растительном мире, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе во всех их взаимосвязях и взаимовлияниях друг на друга.

 

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в отставании развития всех форм мышления, памяти, внимания, восприятия. Следствием этого является то, что дети с ЗПР с трудом усваивают учебный материал, у них с отставанием формируются и представления о природе, связи человека с природой. Такое значительное отставание говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу, с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности.(5,6,8)

     Эффективным  средством экологического воспитания и  интеллектуального развития дошкольников с ЗПР  по мнению О.А. Соломенниковой  является детское экспериментирование. (11)

     Теоретической основой детского экспериментирования выступают труды Н.Н. Поддьякова.  Тугушева  Г.П. описывает игру-экспериментирование как средство знакомства дошкольников с природными явлениями. Некоторые условия проведения экспериментов в детском саду названы в работе Л. Лазаревой. Экспериментирование интересно тем, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или явления в связи с окружающей его средой. Знания, полученные детьми опытным путем , самостоятельно, являются  более осознанными и прочными..

     Но может быть, необязательно работать над образованием представлений о природе, особенно с теми, с которыми они часто сталкиваются? Часто можно слышать, что дети это уже много раз видели, всё знают из личного опыта, и поэтому им не интересно. Однако специальные исследования этой проблемы показали, что складывающиеся стихийно представления о предметах и явлениях природы в большинстве случаев просто ограничены, не точны, бедны по содержанию. Например, сосна и ель для многих детей это одно и тоже дерево. Дети не различают так привычных нам ворону и галку; ворон для них та же ворона, только самец. Число таких примеров можно увеличить. С другой стороны, установлено, что когда в привычных знакомых предметах дети устанавливают что-то необычное, новое для них, это привлекает особое внимание, вызывает интерес.

 

Разработанная  Н.Ф.Виноградовой система знакомства детей с сезонными явлениями в природе, определяет взаимосвязь предметов и явлений природы. На эту тему работают и другие авторы. Так, в статье « Формирование у старших дошкольников научных представлений  о взаимосвязи явлений природы» О.П. Даник рассматривает содержание работы по этой теме:

  • Наблюдение за природой и погодой. Календарь природы;
  • Наблюдение за солнцем;
  • Экскурсии;
  • Знакомство с растениями;
  • Сбор лекарственных трав;
  • Заготовка корма для зимующих птиц (плоды, семена, ветки, кора);
  • Знакомство с насекомыми;

Итак, педагогу нужно специально руководить процессом формирования экологических представлений у детей с ЗПР, добиваться возможно полной их точности, разносторонности, конкретности, яркости. «Нельзя рассчитывать на, то – пишет С.Л.Рубинштейн, - что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения, ребёнок всегда увидит в нём то и то, как это нужно. Мало слышать – нужно уметь слушать, мало видеть – нужно уметь смотреть».

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (11.12.2021)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта