Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Их пугает диагноз «Задержка психического развития». Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности очень непросто.
Цель проекта:
Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании и обучении детей с задержкой психического развития, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания и обучения детей.
Задачи проекта:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
Срок проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, родители.
Принципы повышения педагогической компетентности семьи в воспитании и обучении ребёнка с задержкой психического развития:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер взаимодействия с родителями;
- доброжелательность, открытость.
Направления повышения компетентности родителей:
- Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка).
- Просветительно–разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).
- Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:
- психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей;
- психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях;
- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;
- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи).
Формы взаимодействия с семьёй:
- коллективные формы взаимодействия;
- индивидуальные формы работы с семьёй;
- формы наглядного информационного обеспечения.
Коллективные формы взаимодействия:
- Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.
Задачи:
- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы ДОУ;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
- Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями группы не реже четырех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
- «День открытых дверей».
Задачи:
- знакомство с учреждением, группой, направлениями и условиями работы.
- демонстрация динамики развития детей.
- Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами и воспитателями.
Формы проведения:
- тематические доклады;
- мастер-классы,
- семинары;
- тренинги;
- круглые столы и т. д.
- Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.
Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги группы с привлечением родителей.
Результативность:
поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.
Индивидуальные формы работы с семьёй:
- Анкетирование и опросы:
- «Давайте познакомимся»;
- «Какие вы родители»;
- «Ваши отношения с детьми» и т.д.
Результативность использования данной формы:
- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- выявление мнения родителей о работе детского сада.
- Беседы и консультации специалистов:
- «Защита прав и достоинств ребёнка»;
- «Семь правил для родителей» и т.д.
Результативность проведения бесед и консультаций:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.
Методические рекомендации:
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Родительская почта)
Результат:
оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.
4.«Родительский час». Проводится учителем-дефектологом и психологом группы один раз в неделю во второй половине дня.
Результат:
информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».
Формы наглядного информационного обеспечения.
- Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
Результативность:
- информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в учреждении;
- пропаганда психолого-педагогических знаний.
- Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Результативность:
- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.
- Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.
Результативность открытых занятий:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.
Нетрадиционные формы:
- защита семейных проектов,
- участие родителей:
- в творческих конкурсах;
- массовых мероприятиях детского сада;
- выставках родительских работ по изодеятельности;
- презентация детского сада;
- "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе;
- посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
- информация о детском саде на сайте в Интернете.
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию и обучению детей, улучшение детско-родительских отношений.
- Повышение компетентности родителей в педагогических и правовых вопросах.
- Сохранение семейных ценностей и традиций.
- Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам, в «родительскую почту».
- Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи, выставки, дни открытых дверей, праздники).
- Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях.
- Рост удовлетворённости родителей работой специалистов и педагогов группы и ДОУ в целом.
Список литературы:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании». 12.07.1995.
2.Зверева О.В., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3.Козлова А.В. Общение ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
4.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2007.
5.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.
6.Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников». СПб, 2011.
|