Вторник
07.05.2024
01:13
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Житникова И.А., Алексеева О.В. "«Повышение педагогической компетентности современной семьи ребёнка с задержкой психического развития в вос

Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Их пугает диагноз «Задержка психического развития». Они не видят разницы между ЗПР, умственной отсталостью и психическим заболеванием.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего  ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников групп компенсирующей направленности  очень непросто.

Цель проекта:

Развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании и обучении детей с задержкой психического развития, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов воспитания и обучения детей.

Задачи проекта:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитан­ника;
  • объединить усилия для коррекции, развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

Срок проекта:   долгосрочный.

Участники проекта:  дети 5-7 лет, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог, родители. 

Принципы повышения педагогической компетентности семьи в воспитании и обучении ребёнка с задержкой психического развития:

  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • доброжелательность, открытость.

 

Направления повышения компетентности родителей:

 

  1. Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников детского сада. (Обеспечивает администрация и уполномоченное лицо по правам ребенка).
  2. Просветительно–разъяснительная работа с родителями до начала посещения ребёнком детского сада. (Реализуют педагоги и администрация).

 

  1. Оказание психолого – педагогической поддержки семьям детей, посещающих детский сад:

 

           - психолого-педагогическое консультирование по заявкам родителей;

 - психолого-педагогическая помощь в проблемных ситуациях;

- пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;

- обучение методам и приёмам оказания коррекционно-педагогической помощи детям. (Реализуют психолог, учителя – дефектологи).

 

Формы взаимодействия с семьёй:

 

  • коллективные формы взаимодействия;
  • индивидуальные формы работы с семьёй;
  • формы наглядного информационного обеспечения.

 

 

Коллективные формы взаимодействия:

 

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале, в конце учебного года.

 

     Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы ДОУ;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

 

  1. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями группы не реже четырех раз в год и по мере необходимости.

 

Задачи:

- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о содержании и формах работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

 

  1. «День открытых дверей».

 

      Задачи:

- знакомство с учреждением, группой, направлениями и условиями  работы.

- демонстрация динамики развития детей.

 

  1. Тематические занятия «Клуба заботливых родителей». Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия клуба проводятся специалистами и воспитателями.

 

Формы проведения:

 

  • тематические доклады;
  • мастер-классы,
  • семинары;
  • тренинги;
  • круглые столы и т. д.

 

  1. Проведение детских праздников и досугов, спортивных развлечений.

 

 Подготовкой и проведением праздников занимаются педагоги группы с привлечением родителей.

 

Результативность:

 

поддержание благоприятного микроклимата в группах, включения в этот процесс семьи.

 

Индивидуальные формы работы с семьёй:

 

  1. Анкетирование и опросы:
    • «Давайте познакомимся»;
    • «Какие вы родители»;
    • «Ваши отношения с детьми» и т.д.

 

Результативность использования данной формы:

- сбор необходимой информации о ребёнке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе детского сада.

 

  1. Беседы и консультации специалистов:
  • «Защита прав и достоинств ребёнка»;
  • «Семь правил для родителей» и т.д.

 

Результативность проведения бесед и консультаций:

 

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме «домашних заданий» и пояснений к ним.

 

Методические рекомендации:

 

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

 

3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивает администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей. (Родительская почта)

Результат: 

оперативное реагирование администрации на различные ситуации и предложения.

 

4.«Родительский час». Проводится учителем-дефектологом и психологом группы один раз в неделю во второй половине дня.

 

Результат:

информирование родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних заданий».

 

Формы наглядного информационного обеспечения.

 

  1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

 

Результативность:

 

- информирование родителей об организации и содержании коррекционно-образовательной работы в учреждении;

- пропаганда психолого-педагогических знаний.

 

  1. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

 

Результативность:

- ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребёнка.

 

  1. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учётом доступности информации для родителей. Проводятся два раза в год.

 

Результативность открытых занятий:

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- обучение родителей элементам коррекционно – развивающей работы с детьми в домашних условиях.

 

Нетрадиционные формы:

  • защита семейных проектов,
  • участие родителей:

- в творческих конкурсах;

     - массовых мероприятиях детского сада;

     - выставках родительских работ по изодеятельности;

  • презентация детского сада;
  • "Дни добрых дел" - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе;
  • посещение семьи ребенка по запросам социальных служб с целью  изучения семьи, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания,
  • информация о детском саде на сайте в Интернете.

 

Ожидаемые результаты:

 

  • Появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию и обучению детей, улучшение детско-родительских отношений.
  • Повышение компетентности родителей в педагогических и правовых вопросах.
  • Сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, на индивидуальные консультации к специалистам, в «родительскую почту».
  • Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ (встречи, выставки, дни открытых дверей, праздники).
  • Увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях.
  • Рост удовлетворённости родителей работой специалистов и педагогов группы и ДОУ в целом.

 

  Список литературы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании». 12.07.1995.

2.Зверева О.В., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3.Козлова А.В. Общение ДОУ с семьёй: Методические рекомендации. М.: ТЦ «Сфера», 2007.

4.Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. М.: Педагогическое общество России, 2007.

5.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2004.

6.Дронь А.В.,  Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников». СПб, 2011.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (18.01.2016)
Просмотров: 858 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта