Понедельник
06.05.2024
23:41
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Занкевич Р.П. «Роль предметно-развивающей среды в развитии мышления у детей от 5 до 7 лет с задержкой психического развития»»

Дошкольное детство – особый период в развитии мышления. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер. Зачастую ребёнок принимает видимое за сущность явления. Познание мира, включённое в активную деятельность ведёт к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах.

Итак, мир встаёт перед ребёнком полный проблем, загадок и волшебства. И в зависимости от того, как взрослый понимает эти детские проблемы, как он участвует в их решении, мир ребёнка богатеет до бесконечности, беспредельно. Правильное создание предметно-развивающей среды – неоценимая помощь ребёнку в познании окружающего мира. Особенно это касается детей с проблемами в интеллектуальном развитии, в частности детей с задержкой психического развития.

Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряды корковых функций. Исследования педагогов, психологов показало, что мышление детей конкретно, если детям дают знания. Но если давать знания  о простейших связях между предметами, о закономерностях этих связей, дети с задержкой психического развития начинают не только усваивать их, но и учатся использовать в собственных суждениях. И. как следствие, интересы и знания детей расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Но для того, чтобы все знания не просто загромождали память ребёнка, а способствовали развитию мышления, обучение должно проводиться особым образом. Этому способствует правильно организованная предметно-развивающая среда.

Задачи  проекта.

  1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мыслительных процессов и коррекции имеющихся нарушений у детей с задержкой психического развития.
  2. Использование предметно - развивающей среды для создания предпосылок к развитию всех видов мышления:
  • формирование целенаправленной эрудитной деятельности в  

               процессе выполнения практического и игрового заданий.

  1. Использование предметов и пособий развивающей среды в формировании способов ориентировки и способов её выполнения:
  • формирование метода проб и ошибок;
  • включение речи в процесс решения познавательных задач.
  1. Построение модели общего и индивидуального коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в развитии мысли тельных процессов;
  2. Использование единства диагностики и коррекции развития ребёнка.

Приоритетные возрастные задачи.

  1. Первый год пребывания в группе ребёнка 5 – 6 лет с задержкой психического развития:
  • переход к новым отношениям с взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативной деятельности;
  • накопление опыта развития наглядно-действенного мышления;
  • формирование и расширение представлений о предметах, их назначении, свойствах и качествах;
  • развитие самостоятельности;
  • формирование правильной самооценки.
  1. Второй год пребывания ребёнка 6 – 7 лет с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности:
  • на основе развитых компонентов наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного и логического мышления;
  • усиление познавательной активности ребёнка с ЗПР;
  • развитие и обогащение сенсорных эталонов;
  • развитие речевой активности;
  • развитие эталонов действий, свойств, последовательностей и использованием их в познавательной деятельности;
  • использование в развитии мышления технических средств, тетрадей на печатной основе, организации экспериментирования, песочной терапии;
  • формирование адекватной самооценки.

Вид проекта  -  длительный

Участники проекта  -  дети  5 – 7 лет с задержкой психического развития, педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели, родители.

Создание условий, необходимых для реализации проекта.

            Предметно-развивающая среда это предметное наполнение функциональных помещений в группе, которое влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно.

            Функции, которые выполняет предметно-развивающая среда в развитии мышления:

  • Информативная.  Разнообразие предметов несёт определённые знания об окружающем мире.
  • Развивающая. Разнообразие предметов служит для всестороннего развития ребёнка.
  • Коррекционная.  Правильно организованная развивающая среда способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии мышления у ребёнка с задержкой психического развития.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

  • учёт возрастных и интеллектуальных особенностей ребёнка;
  • вариативность и разнообразие;
  • творчество и активность в деятельности;
  • гибкое зонирование;
  • доступность.

Предметно-развивающая среда в группе соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, отвечает особенностям уровня развития каждого ребёнка с задержкой психического развития, является многофункциональной, практичной, доступной и привлекательной для детей.

В группе выделено несколько функциональных уголков и зон: учебная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, читательский уголок, природный уголок, бытовое пространство.

Главные критерии создания предметно-развивающей среды:

  • воспитательная ценность;
  • высокий художественный уровень используемых материалов;
  • связь с различными видами деятельности;
  • использование широких возможностей для познавательного, социального и личностного развития.

 

Основные  этапы  проекта.

I  этап – диагностический:

               -  диагностика развития мыслительных процессов ребёнка.

II этап – планирование:

      1. изучение литературы и интернет ресурсов по теме проекта;
      2. обсуждение участниками проекта совершенствования и пополнения развивающей среды.

III этап  -  индивидуальное сопровождение:

        •    определение форм и методов использования предметно-развивающей      среды и разработка индивидуальных программ сопровождение ребёнка с проблемами в развитии мышления.

IV  этап  - организованная образовательная деятельность:

        • использование игр, дидактических упражнений, способствующих развитию мышления;
        • использование пособий для развития мелкой моторики и кинестетических ощущений;
        • развитие сенсорных навыков;
        • развитие речи, посредством рассматривания картин, создания схем чтения комбинированных текстов.

В процессе действий с предметами развивающей среды у ребёнка с задержкой психического развития создаётся основа для практических действий и их словесных обозначений, формируются обобщенные представления, способы ориентировки.

Е.А. Стребелева рекомендует для развития различных видов мышления использовать предметы развивающей среды.

Дидактическое обеспечение проекта.

  1. Формирование наглядно действенного мышления: набор детской посуды, набор детской мебели, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, пластмассовые шарики, куклы, заводные игрушки, атрибуты для занятий с песком и водой, кубики, дидактические игры.
  2. Формирование наглядно-образного мышления: сюжетные картинки различной тематики, различные предметные картинки для группировки предметов, понимания последовательности событий, карты-образцы со схематическими изображениями предметов, природный материал, муляжи овощей, фруктов, грибов, атрибуты для моделирования, фланелеграф, трафареты, дидактические игры.
  3. Формирование элементов логического мышления: набор разных по величине игрушек, геометрические фигуры, наборы карточек с изображением разных животных, разных видов транспорта, картотека словесных игр, дидактические игры.

Методические  рекомендации.

            Создавая предметно-развивающую среду, педагоги и специалисты решают творческие задачи. Они и дизайнеры, и декораторы, и художники, и конструкторы. В связи с эти необходимо активизировать поиск таких подходов к развитию мышления, которые способны не только совершенствовать и корректировать имеющиеся проблемы ребёнка с задержкой психического развития, но и развивать умственные и познавательные его возможности.

            Можно с полной уверенностью утверждать, что условиями благоприятствующими развитию и коррекции мыслительных процессов служат:

  • организация окружающей предметно-развивающей среды;
  • насыщение предметно-развивающей среды материалами, стимулирующими развитие мыслительных процессов;
  • рациональное размещение и организация функциональных зон развивающей среды.

В группе целесообразно создать и совершенствовать систему предметно-развивающей, воспитывающей и образовательной деятельности. Центральное место в ней должен занимать ребёнок, как личность, имеющая свои природные и социально обусловленные задатки, благоприятное развитие которых возможно лишь в гуманных социально-педагогических условиях. Созданию таких условий способствует правильная организация предметно-развивающей среды, которая оказывает влияние на эстетическое воспитание, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, на развитие его положительного самоощущения, стимулирует включение ребёнка в различные формы деятельности и сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (11.12.2021)
Просмотров: 108 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта