Воскресенье
19.05.2024
14:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Занкевич Р.П. "Использование методики "Игротерапии" в адаптации детей с задержкой психического развития 5 - 7 лет"

Педагогический проект

«Использование методики «Игротерапии» в адаптации детей с задержкой психического развития 5-7лет

Вид проекта: длительный 

Участники проекта: дети с задержкой психического развития, учитель-дефектолог, психолог, воспитатели, родители.

Актуальность темы

Термин «игра» употребляется в широком значении как деятельность, направленная не на результат, а на получение удовольствия. В более строгом научном смысле - это создание воображаемого пространства, действие в придуманном, фантазийном мире. Игра ведет за собой развитие, и в ее рамках складываются главные компоненты психической жизни ребенка:

- образный план и представления;

- возможность управлять собой;

- сознание и самосознание.

Что же касается развития детей, то все игры полезны для них.  Прежде всего, потому, что это свободная деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие. Через игру ребенок познает мир, учится общаться со сверстниками, учится понимать правила продиктованные игрой. Именно, участвуя в играх, ребенок приобретает первый опыт социального развития, учится понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В игре активно развиваются мыслительные процессы детей, речь, в  игре познавательные и поведенческие аспекты связаны с радостью, с эмоциями. Именно соединение эмоционального и деятельностного  плана делает игру развивающей.

Применение метода « Игротерапии» в коррекционной работе в адаптационный период благотворно влияет на укрепление психического здоровья ребенка с ЗПР и его социальное благополучие. « Игротерапия» решает важные профилактические, воспитательные и развивающие задачи.

Тем не менее,  для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. В мире взрослых ребенку достаточно тесно, так,  как в нем деятельность ребенка ограничивается всякого рода барьерами,  проблемами в психофизическом развитии и в  сложном процессе адаптации к новым условиям пребывания в детском саду.

Самым сложным для ребенка периодом являются первые дни пребывания в группе. Ребенок переживает разлуку с матерью. Незнакомое окружение, чужие люди и дети, чувство потерянности в группе ровесников-все это вызывает страх. Ко всему этому прибавляется новый распорядок жизни, разрушающий существующие до сих пор привычки. Процесс приспособления к новым условиям, т. е адаптация для большинства детей процесс проблемный и нелегкий.

Первые детские впечатления в детском саду и в группе в адаптационный период накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. Жизнь в саду - это начало всех будущих качеств и способностей.

При конституциональной форме ЗПР процесс адаптации будет весьма положительный:  помогут близкие люди, их терпение и такт.

ЗПР соматогенной формы обусловлена детскими хроническими заболеваниями: врожденными пороками развития внутренних органов, хроническими инфекциями, аллергическими состояниями и др. в адаптационный период у этих детей могут проявляться  неврозоподобные состояния

ЗПР психогенной формы  связана с грубо выраженными неправильными условиями воспитания. Положительная адаптация будет положительной,  в случае готовности взрослых членов семьи принять помощь педагогов и специалистов и включиться в активную работу над исправлением ситуации

ЗПР церебрального происхождения связана с органической недостаточностью нервной системы, дефицитарностью  отдельных корковых функций и нарушением познавательных процессов. Наиболее сложный процесс адаптации. В большинстве случаев он осуществляется при необходимой медицинской помощи ребенку

 Это в свою очередь приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются со сверстниками и взрослыми. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и неуправляемыми, особенно в адаптационный период. Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с окружающими - важная задача процесса адаптации. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении не приобретают этого социального навыка, и порой только педагоги могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, следовать социальным нормам и правилам. В решении этой задачи существенную помощь педагогам могут оказать различные формы и приемы игротерапии, которые являются важным средством психолого - педагогической коррекции и в основе которых лежит самый любимый вид деятельности и общения – игра.

 

ПРИНЦИПЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МЕТОДА  «ИГРОТЕРАПИИ»  В  КОРРЕКЦИОННО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ  В  АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

   1.Принцип деятельности.

Каждую игру следует считать деятельностью. Игра всегда предполагает выбор темы, согласие детей на игру, распределение ролей, начало, развитие, завершение игры.

   2.Принципы систематичности, последовательности и учета возраста.

Игры распределяются в определенной системе с выделением наиболее значимых игр для каждого возраста.

   3.Принцип учета индивидуальных особенностей детей с ЗПР.

 Игры используются таким образом, чтобы нормализовались моторные функции детей, развивались их общительность ,коммуникативность,  подражательность, повышалась игровая активность.

   4.Принцип учета структуры нарушения (реализуется на первых этапах коррекционной работы).

С детьми проводятся индивидуальные занятия, облегчающие их включение в незнакомый коллектив. Игры помогают детям преодолеть чувство страха, неуверенности, робости, вызывают у детей положительное настроение.

   5.Принцип поэтапности.

Определяет структуру и организацию коррекционной работы. На первом этапе использования метода «Игротерапии» выявляется структура нарушения ребенка, психофизических и личностных особенностей детей. Второй этап предполагает коррекцию поведенческих нарушений и создание условий для воспитания. Осуществляется активное речевое общение.

    Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний и облегчить процесс адаптации. Игра  вводит ребенка в другой мир, который не ставит преград его инициативе, а подчиняется его замыслам.

ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ  ИГРОВОЙ  ТЕРАПИИ

  • облегчение процесса адаптации ребёнка посредством использования различных методов и приемов игротерапии облегчить процесс адаптации ребенка к новым условиям;
  • облегчение психологического и эмоционального состояния ребенка;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • формирование доверия к взрослым и сверстникам;
  • оптимизация отношений в системах «ребенок – взрослый», «ребенок - другие дети»;
  • приобретение навыков адаптивного взаимодействия в группе;
  • коррекция и профилактика поведенческих отклонений, формирование социально – нравственных форм поведения;

В методике « Игротерапии» используются игры с музыкальным сопровождением,  игры с движениями, психологические игры, дидактические игры, игры с предметами, с целью улучшения условий адаптационного периода. Игры положительно влияют на эмоциональное благополучие ребенка, способствуют нормальному привыканию ребенка в саду, вырабатывают  у него положительные качества характера и формируют доброжелательные отношения. Именно в игре ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается. У ребенка развиваются восприятие, мышление, активность, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются этические нормы, развиваются все функции речи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА «  ИГРОТЕРАПИИ» С  КОРРЕКЦИОННЫМИ  И  ЛЕЧЕБНЫМИ  ЦЕЛЯМИ

1.Погружение в игру

Создание определенного игрового пространства и времени происходящих событий, использование игровой символики и атрибутов, непосредственное участие детей и взрослых в игре.

2.Равенство игровых отношений

 Отсутствие противопоставлений позиций взрослых и детей, предоставление детям права выбирать темы для игры, распределять роли, в том числе роли взрослых. Руководит игрой тот, кто предлагает тему и роли.

3.Спонтанность и импровизация в игре

Подразумевает динамизм игры, эмоциональность и непосредственность, свободное выражение чувств, новизну происходящих событий, отсутствие репетиций, изменение сценария по ходу игрового действия.

4.Организующее начало игры

Определенный распорядок игровых занятий, их длительность, соблюдение правил игры, последовательности действий, создание психологической ориентации на достижение коррекционного или психотерапевтического эффекта, участие в игровом взаимодействии.

5.Условность игрового действия

 Проигрывание ролей по типу «как будто», «если бы», необычность, сказочность происходящих событий, игра как таковая.

6. Эмоциональное  отреагирование в игре

Предоставление возможности эмоциональной разрядки, снятия накопленного нервного напряжения в игровой форме.

7.Перемена (чередование) ролей

 После проигрывания той или иной ситуации, дети меняются ролями и игра повторяется. Перемена ролей позволяет проверить, укрепить и развить навыки психологической защиты.

    Изложенные принципы формируют концепцию игровой коррекции и терапии. Из них принципы спонтанности и эмоциональной разрядки в процессе игры создают собственно терапевтическую, а принципы организации игры и перемены ролей обучающую направленность игровых действий.

Игротерапия-психотерапевтический метод, который базируется на применении игры в качестве одной из наиболее важных коррекционных методик воздействия на личностное развитие ребенка. Каждая игра – общение ребенка со взрослыми и сверстниками. Это школа сотрудничества, общения, школа умения радоваться удачному решению и стойко переносить неудачи. Игротерапия может приносить пользу только в том случае, когда в игре будет доминировать доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия.

ВИДЫ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ

Активный

Педагог участвует в обыгрывании игровых ситуаций. Ведущая роль принадлежит педагогу.

Пассивный

Ничем не ограниченная игра, при которой педагог только присутствует. Ведущая роль принадлежит ребенку.

Освобождающий

 Используя игровые действия, педагог помогает ребенку победить негативные эмоции, избавиться от волнующих проблем.

Структурированный

Направлен на решение конкретных задач в игровой деятельности.

Психотерапия отношения

Ребенку предоставляется полная свобода в игровой деятельности.

ФУНКЦИИ   ИГРОТЕРАПИИ

КОММУНИКАТИВНАЯ – учит ребенка общаться со сверстниками и со взрослыми;

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ – вызывает интерес к игре, стимулирует  коммуникативные функции, вырабатывает положительные эмоции;

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ  – помогает ребенку преодолевать различные поведенческие, психологические, коммуникативные трудности;

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  – позволяет в процессе игры выявить отклонения в развитии и поведении ребенка;

КОРРЕКЦИОННАЯ  – в процессе игры вносит изменения в уже сложившиеся эталоны нарушений ребенка (поведенческие, интеллектуальные и т. д.) и исправляет их;

ОБУЧАЮЩАЯ – коррекция и обучение происходит незаметно, в процессе игры;

СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ – позволяет ребенку в игре включиться в усвоение социальных норм и отношений.

ОБОСНОВАНИЕ УБЕЖДЕНИЙ В ПРАВИЛЬНОСТИ ИЗБРАННОГО МЕТОДА «ИГРОТЕРАПИИ» В АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА

 

 

  • игра для ребенка наиболее освоенный вид деятельности и общения;
  • в «Игротерапии» представлено единство психологической, педагогической, социальной природы игры и общения;
  • в игре ребенок может свободно выражать свои чувства, освободиться от напряжения и приобрести эмоциональный комфорт;
  • использование «Игротерапии» служит для взаимодействия ребенка с окружающим социумом;
  • важно помнить о том, что именно игры с хорошо знакомыми предметами в быту дают возможность расширить сферу социального ориентирования детей в адаптационный период;
  • в основе «Игротерапии», как метода коррекции,  заложены приемы оказания помощи в создании коллективного взаимодействия в процессе игры;
  • желание общаться, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми - важный момент в адаптации ребенка, сформировать который возможно в процессе «Игротерапии»;
  • игры выводят ребенка в другой мир, который не ставит преград его инициативе, а подчиняется его замыслам;
  • игры составляют необходимый элемент культурного воспитания и индивидуального развития ребенка;
  • «Игротерапия» поможет выявить и скорректировать причины детских тревог и страхов.

 

Пять признаков, по которым игру относят  к терапевтическому средству

Игра - фактор самовыражения ребенка.

Игра  стимулирует эмоции ребенка.

Игра помогает самостоятельно справляться с эмоциями.

Игра помогает строить хорошие отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра помогает педагогу больше узнать ребенка.

ФОРМЫ  РАБОТЫ  (с учетом индивидуальных особенностей ребенка)

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

ФУНКЦИИ   ПЕДАГОГА  В  МЕТОДИКЕ  ИГРОТЕРАПИИ

1.Если ребенок смел и категоричен: педагог развивает критичность к ответам и действиям ребенка.

2.Если ребенок застенчив и не уверен в себе: педагог поддерживает любую инициативу ребенка.

3.Если ребенок стремится быстро менять задания, удовлетворившись любым ответом или действием: педагог приучает ребенка задерживаться на одном задании и находить новые интересные детали, действия.

4. Если ребенок медлительный и ему трудно начать игру: педагог помогает выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать ребенка в ответах и действиях.

 

ЭТАПЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА В ИГРАХ

  1. Педагог непосредственно участвует в игре, рассказывает правила, назначает водящего, каждому помогает правильно выполнять игровые действия, используя речь.
  2. Педагог участвует в играх на второстепенных ролях. Под руководством педагога дети выбирают водящего, устанавливают очередность игровых действий, подбирают игровой материал.
  3. Педагог осуществляет контроль над процессом игры. Дети предлагают игру, планируют ,развивают, и завершают, используя помощь педагога.
  4. Педагог оценивает навыки самостоятельного поведения детей в игре для переноса их в неигровые ситуации.

Таким образом,  участие педагога в методике «Игротерапии» заключается в создании условий для коррекции эмоциональных проблем у ребенка в адаптационный период, в организации развития игровой активности детей, углублении и расширении их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ В АДАПТАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

 

1.  Выяснить, хочет ли ребенок играть с детьми.

2.  Предпочитает ли ребенок одиночную игру.

3. Узнать, владеет ли ребенок необходимыми игровыми знаниями и умениями.

4. Понаблюдать, умеет ли ребенок строить положительные отношения со сверстниками, его отношение к детям и отношение детей к нему.

5. Какое настроение ребенка в группе.

6. Какую роль хочет занимать ребенок в игре.

7. Играют ли с ребенком в семье.

ОСНАЩЕНИЕ ПРОЦЕССА ИГРОТЕРАПИИ

Основными компонентами, обеспечивающими процесс игротерапии, являются:  игрушки,  игровые материалы, пособия и методики, используемые

 в инновационных технологиях. Все игрушки и игровые материалы делятся на три основных  группы:

      Реалистические игрушки

              Кукольная семья, кукольный дом, машинки, магазин, атрибуты для сюжетно – ролевых игр, железная дорога, животные и т. д.

      Игрушки и материалы, корректирующие негативные чувства и эмоции

              Солдатики, оружие, хищники, валики и подушки по которым ребенок может колотить и пр.

      Игрушки и материалы, способствующие самовыражению и снятию эмоционального напряжения

               Кубики, мозаика, конструкторы, карандаши, краски, театральные костюмы, парики, кукольный театр, музыкальные игрушки, дидактические игры.

     Предметы и рисунки, используемые в инновационных технологиях

                  Песочная терапия, кубики Кооса, сказкотерапия, палочки Кюзинера, пальчиковые игры и упражнения, упражнения по развитию тонкой моторики, проективный рисунок и др.

Игрушки должны быть разнообразны и не должны быть сложными. Игрушки должны быть динамичны, т.е. заключать в себе возможность для разнообразного применения и не наносить вред здоровью ребенка. Развитие эстетического вкуса, расширение сферы социального ориентирования, коррекция эмоциональных и поведенческих расстройств – вот главное предназначение игрушки в процессе игротерапии. Необходимость разнообразных игрушек вытекает из потребности каждого ребенка в смене различных форм активности.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИГРУШЕК, СТИМУЛИРУЮЩИХ ДЕТСКУЮ АКТИВНОСТЬ

Сенсорная активность:

 звучащие игрушки, цветные шарики, колокольчики, величины, формы, муляжи.

Моторная активность:

коляски, каталки, тележки, машинки, мячи.

Эмоциональная активность:

кукла с оборудованием, мягкие игрушки, фигурки домашних и диких животных.

Подражательная активность:

предметы быта, аксессуары для сюжетно ролевых игр: « Дочки – матери», «Парикмахерская», «Магазин» .

Исследовательская активность:

уголок природы, механические игрушки, конструкторы «Лего», мозаика.

Строительная активность:

строительный материал мелкий и крупный разнообразной формы, металлический конструктор, набор «Юный строитель».

 

ОСОБЕННОСТИ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ЗПР

Приступая к использованию метода игротерапии в коррекционно – развивающей работе по улучшению адаптационного процесса, целесообразно охарактеризовать картину игрового поведения дошкольников с задержкой психического развития к моменту их прихода в группу компенсирующей направленности детского сада. Она следующая:

  1. Существенным сложным моментом является то, что игра требует от ребенка видения предметов в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки зрения с точками зрения рядом играющих детей;
  2. В группу приходят дети, у которых слабо сформирована игровая деятельность;
  3. У детей с ЗПР в играх отчетливо выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения;
  4. Действия детей в игре бедны по своему характеру и чаще всего носят неречевой характер;
  5. Игровое поведение в целом мало эмоциональное
  6. Одной из причин в трудностях овладения игровой деятельностью является бедность образной сферы и недостаточный объем знаний и представлений  об окружающем;
  7. Для игры дошкольников с ЗПР характерен предметно – действенный способ ее построения. Основное содержание игры чаще всего составляют игровые действия, моделирующие действия взрослых;
  8. Отношение к игрушкам различное. Игрушки используются в одних случаях как партнеры по игре ( куклы, различные животные), в других случаях действия с игрушками больше предметные, чем игровые;
  9. Усложнение правил игры часто приводит к ее фактическому распаду;
  10.  В большинстве случаев дети включаются в игру только по просьбе взрослых.

ТРУДНОСТИ  ОВЛАДЕНИЯ  ИГРОВЫМИ  НАВЫКАМИ  И  УМЕНИЯМИ

    Отмечая особенности картины игрового поведения дошкольников с задержкой психического развития, необходимо учитывать те трудности, которые испытывает ребенок в овладении игровыми навыками и умениями:

  • ребенок не владеет способами построения положительных взаимоотношений с детьми в новых для него  условиях;
  • ребенок не умеет управлять своим поведением;
  • ребенок своим поведением дезорганизует ход игры;
  • ребенок не умеет согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • отсутствие у ребенка необходимого игрового динамизма, излишняя медлительность;
  • ребенок недостаточно владеет навыками и умениями, необходимыми для игры;
  • отсутствие достижения  успеха в игре;
  • ребенок не хочет играть с детьми, он предпочитает играть один;
  • для ребенка игра является средством удовлетворения собственных эгоистических стремлений ( в игре хочет быть лидером, диктует свои условия). Иногда этот признак сочетается с неумением играть.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

 

1.подключение к совместным играм.

2.ознакомление с содержанием игровых действий.

3.наблюдение ребенка за играми сверстников.

4.выполнение игровых действий в нужной последовательности.

5.использование игрового материала по назначению.

6.формирование замысла игрового  действия.

7.формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушке, педагогу.

8. перенос выработанных способов планирования определенного запаса знаний в игру.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕБЕНКУ, У КОТОРОГО НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ

  • Использование системы положительных оценок.
  • поручение ребенку посильных игровых задач.
  • повышение уверенности в себе в процессе игровых действий.
  • дозировка эмоциональной, интеллектуальной, физической нагрузки в игре.
  • Создание радостной атмосферы в игре.

 

ПОДКЛЮЧЕНИЕ РЕБЕНКА К СОВМЕСТНЫМ ИГРАМ

 

  • создание условий, способствующих возникновению игрового взаимодействия.
  • разрешение конфликтов, возникающих в игре.
  • создание условий для положительного эмоционального самочувствия ребенка в игре.
  • сохранение положительного микроклимата в игровом процессе.
  • создание игрового взаимодействия.
  • совершенствование навыков игры.
  • использование разнообразного игрового материала.
  • оказание помощи детям в их совместной игровой деятельности.
  • уважительное отношение к желанию ребенка в игре.

 

ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ И ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

  • избегать однообразия в игре;
  • вовлечение  ребенка в игры, требующие подвижности;
  • использование игр с интересными условиями и сюжетами для локализации двигательного беспокойства
  • формирование у ребенка желания участвовать в игре;
  • вовлечение ребенка в коллективные игры, познакомить ребенка с выполняемой ролью и правилами игры;
  • поручение ребенку роли ведущего, (если у него наблюдаются организаторские качества);
  • вовлечение родителей в игровые действия ребенка, изготовление с ребенком атрибутов игры;
  • постоянная поддержка контакта ребенка со сверстниками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно специфика участия ребенка в игре заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между детьми. Игра делает ребенка открытым для сотруднич6ества. В игре открываются новые возможности коммуникации. Общение наполняется положительными эмоциями взамен потенциальной раздражительности, агрессии, подавленности. Игровая деятельность активизирует: внимание, память, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно- двигательной и волевой активности. Именно в игре у детей с ЗПР развиваются восприятие, мышление, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются этические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.

 

Литература

  1. Грабенко Т.М., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Коррекционные, развивающие, адаптирующие игры. – СПб: «Детство-Пресс» 2004
  2. Защиринская  О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. – СПб: Речь, 2004
  3. Ермакова И.А.  Психологические игры и упражнения. СПб., Корорна-принт, 2006
  4. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб: Речь, 2009
  5. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии. – Дидактика. 2000
Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (18.01.2016)
Просмотров: 2184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта