Актуальность проблемы регионализации дошкольного образования определяется тем, что в педагогической науке проблема развития региональной системы дошкольного гражданского образования не разработана. Отсутствуют чёткие цели, задачи, содержание данной деятельности взрослых и детей. Между тем осуществляемые в России реформы в области образования предполагают необходимость развития гражданского образования, с учётом особенностей сложившихся традиций образовательной деятельности в разных регионах РФ.
Региональный компонент дошкольного образования определяет систему образовательного процесса по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре.
В «Концепции воспитания в Ленинградской области» отмечено, что «становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды. Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, педагоги, друзья, соседи), их отношения, природное, историческое и культурное своеобразие региона».
Дошкольный возраст-период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
На раннее приобщение детей к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, на познание его прошлого и настоящего направлена Программа по краеведению «Люби и знай свой Лужский край». Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств и толерантных установок сознания.
Основные принципы и подходы к формированию Программы по краеведению это:
- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»). Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
- принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Отличительной особенностью данной Программы является её практическая значимость:
- вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;
- реализация индивидуального подхода;
- формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
Основные организационные формы:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- свободная деятельность;
- целевые прогулки по городу;
- экскурсии с различной тематикой о городе (в историко-краеведческий музей, в выставочный зал, по достопримечательным местам города);
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.
Методы и приёмы, используемые технологии:
- диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- просмотр фильмов о городе;
- прослушивание песен, стихов о Луге;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование;
- коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.
Реализация регионального содержания образования осуществляется в трёх направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений:
- Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях Лужского края, знакомятся с лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать её защитником.
- Национально-культурные и исторические особенности края.
Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае.
В 1777 году, 3 августа императрица Екатерина II своим указом повелела: «На реке Луга учредить новый город… наименовав оный город Луга». Так началась история города и продолжилась история земель, которые издревле были заселены славянскими племенами. В Лужском историко-краеведческом музее есть экспозиции археологических раскопок – свидетельства из глубины эпох, есть собственная этнографическая коллекция.
В районе много памятников архитектуры, садово-паркового искусства, старинных усадеб, памятников истории, археологии, боевой славы.
- Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.
Этот блок рассматривается в трёх проекциях.
- Защитники Отечества:
Дети получают сведения о современных солдатах-земляках, проходящих срочную службу в Российской армии, о почётной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды, фотографии, фильмы о солдатах – земляках.
- Ветераны и труженики края.
Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музеи. Дети знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времён Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.
Центральное место в Лужском историко-краеведческом музее отведено экспозиции, посвящённой героическому подвигу лужан в годы Великой Отечественной войны.
В годы войны пять тысяч лужан были награждены орденами и медалями СССР. Пятнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза. 9 мая 2010 года городу Луге присвоено почётное звание «Луга – Город воинской славы».
- Знаменитые люди края:
Дошкольники получают краткие сведения о людях края, известных в настоящее время: художниках, писателях поэтах, скульпторах.
В Программе представлен механизм отслеживания результатов формирования навыков краеведческой культуры. Это:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- анкетирование родителей.
Введение регионального содержания позволяет организовать систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания, развивать познавательную активность, творческие способности, осуществлять интеграцию общественного и семейного образования. Способствует воспитанию толерантной, социально активной личности ребёнка как достойного представителя Лужской земли. |