Понедельник
06.05.2024
19:55
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Трунёва Л.В. "Региональный компонент дошкольного образования как одно из условий патриотического и гражданского воспитания детей"

Актуальность проблемы регионализации дошкольного образования определяется тем, что в педагогической науке проблема развития региональной системы дошкольного гражданского образования не разработана. Отсутствуют чёткие цели, задачи, содержание данной деятельности взрослых и детей. Между тем осуществляемые в России реформы в области образования предполагают необходимость развития гражданского образования, с учётом особенностей сложившихся традиций образовательной деятельности в разных регионах РФ.

Региональный компонент дошкольного образования определяет систему образовательного процесса по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, природе и культуре.

В «Концепции воспитания в Ленинградской области» отмечено, что «становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды. Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина – это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, педагоги, друзья, соседи), их отношения, природное, историческое и культурное своеобразие региона».

Дошкольный возраст-период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

На раннее приобщение детей к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, на познание его прошлого и настоящего направлена Программа по краеведению «Люби и знай свой Лужский край». Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств и толерантных установок сознания.

Основные принципы и подходы к формированию Программы по краеведению это:

  • принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребёнка;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»). Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
  • принцип личностно-ориентированного общения – в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Отличительной особенностью данной Программы является её практическая значимость:

  • вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность;
  • реализация индивидуального подхода;
  • формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

Основные организационные формы:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • свободная деятельность;
  • целевые прогулки по городу;
  • экскурсии с различной тематикой о городе (в историко-краеведческий музей, в выставочный зал, по достопримечательным местам города);
  • праздники, развлечения;
  • тематические выставки;
  • встречи с участниками исторических событий, людьми искусства.

Методы и приёмы, используемые технологии:

  • диалоги, беседы, рассказ воспитателя, родителей;
  • игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
  • проблемные ситуации;
  • просмотр фильмов о городе;
  • прослушивание песен, стихов о Луге;
  • конкурсы, викторины;
  • экспериментирование;
  • коллективно-творческие дела;
  • наблюдения;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий.

Реализация регионального содержания образования осуществляется в трёх направлениях: природно-климатические особенности родного края, национально-культурные и исторические особенности края, ценностно-смысловая взаимосвязь поколений:

  1. Природно-климатические особенности родного края.

В этом блоке дети знакомятся с природно-экологическим своеобразием края, где рассматривается флора и фауна региона, экологические проблемы и природные богатства, дошкольники получают сведения о географических и климатических особенностях Лужского края, знакомятся с лекарственными травами, животным миром. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Формируется желание больше узнать о родной природе, стать её защитником.

  1. Национально-культурные и исторические особенности края.

Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае.

В 1777 году, 3 августа императрица Екатерина II своим указом повелела: «На реке Луга учредить новый город… наименовав оный город Луга». Так началась история города и продолжилась история земель, которые издревле были заселены славянскими племенами. В Лужском  историко-краеведческом музее есть экспозиции археологических раскопок – свидетельства из глубины эпох, есть собственная этнографическая коллекция.

В районе много памятников архитектуры, садово-паркового искусства, старинных усадеб, памятников истории, археологии, боевой славы.

  1. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.

Этот блок рассматривается в трёх проекциях.

  1. Защитники Отечества:

Дети получают сведения о современных солдатах-земляках, проходящих срочную службу в Российской армии, о почётной обязанности молодых парней служить Отечеству, защищать Родину. Используются слайды, фотографии, фильмы о солдатах – земляках.

  1. Ветераны и труженики края.

Реализация работы в данном направлении осуществляется в форме экскурсий старших дошкольников в музеи. Дети знакомятся с материалами экспозиций «Боевой славы» и «Трудовой славы» в разные временные отрезки эпох. Имеют возможность рассмотреть некоторые виды боевого оружия и предметы обмундирования солдат времён Великой Отечественной войны, боевые и трудовые награды, некоторые виды сельскохозяйственных орудий труда и техники, стенды с портретами героев войны и труда, с которыми дети знакомятся в детском саду.

Центральное место в Лужском историко-краеведческом музее отведено экспозиции, посвящённой героическому подвигу лужан в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны пять тысяч лужан были награждены орденами и медалями СССР. Пятнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза. 9 мая 2010 года городу Луге присвоено почётное звание «Луга – Город воинской славы».

  1. Знаменитые  люди  края:

Дошкольники получают краткие сведения о людях края, известных в настоящее время: художниках, писателях поэтах, скульпторах.

В Программе представлен механизм отслеживания результатов формирования навыков краеведческой культуры. Это:

  • анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
  • наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
  • анкетирование родителей.

Введение регионального содержания позволяет организовать систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению детей с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне их понимания, развивать познавательную активность, творческие способности, осуществлять интеграцию общественного и семейного образования. Способствует воспитанию толерантной, социально активной личности ребёнка как достойного представителя Лужской земли.

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (21.03.2016)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта