Понедельник
06.05.2024
15:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Трунёва Л.В. "Психологическое сопровождение педагогических кадров в ДОО"

Главная цель организации взаимодействия – максимальное использование потенциала каждого педагога, содействие в создании в ДОО социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Психологическое сопровождение идёт по следующим направлениям:

  • психологическая диагностика;
  • профилактика и консультирование;
  • коррекционно-развивающая деятельность;

Приоритетные направления:

  • профилактическое – профилактика эмоционального выгорания педагогов;
  • диагностическое – диагностика личностных особенностей педагогов, их  мотивации,  эмоционального выгорания;
  • коррекционный блок – реализация адаптированных программ для стимулирования профессионального и личностного роста педагогов, поддержка психологического здоровья сотрудников.

            Критерии и характеристики потенциалов личностного развития педагогов,  влияющих на качество профессиональной деятельности   следующие:

  1. Развитие коммуникативных способностей и организаторских умений:
    • устанавливать и поддерживать контакты;
    • быстро ориентироваться в трудных ситуациях;
    • непринуждённо вести себя в коллективе;
    • инициативность, принятие самостоятельных решений и т.д.
  2. Эмпатия:
    • умение сопереживать;
    • проявлять интерес к людям;
    • эмоционально отзываться на потребности ребенка.
  3. Отсутствие напряжения, высокая  стрессоустойчивость:
    • эмоциональная устойчивость к неблагоприятным обстоятельствам жизни через их адекватное осознание;
    • социальная адаптивность;
    • низкая фрустрированность.
  4. Умение использовать позитивные способы выхода из конфликтов
  • характеризует стремление человека к продуктивному поведению.
  1. Творческий потенциал:
    • способность генерировать творческие идеи и воплощать их;
    • умение варьировать свою деятельность с учётом разных условий, гибкость.
  2. Способность работать в команде:
    • стремление к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
    • умение понимать внутренний мир других, их психологические особенности, мотивы поведения;
    • адекватность оценки окружающей действительности, своего места и роли в коллективе;
    • организованность, планомерность в работе.

По результатам исследования составляются карта анализа личностного потенциала педагогов и карта анализа особенностей коллектива, в которых указываются результаты диагностики. Помимо этого в них содержатся рекомендуемые формы психологического развития потенциала педагогов (лекции, семинары, тренинги, практические занятия), позволяющие, если не полностью скорректировать выявленные проблемные особенности, то, по крайней мере, уменьшить их проявление.

            Используемые методики обследования:

  • Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы, М.: ЦСиЗИ, 1996
  • Зикевич-Евстигнеева Т.Д. Теория и практика командообразования. СПб.: Речь, 2011

Как показала практика, наиболее эффективной формой психологического сопровождения педагогов оказалась реализация программы «Профилактика профессиональной деформации педагогов средствами социально-культурной деятельности  «Ты можешь помочь себе сам».

            Данная программа нацелена на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряжённости и повышение эмоциональной устойчивости.  Указанная программа исходит из того, что психологические перегрузки – неотъемленная часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели восстанавливаться, защищать себя от психических и физических нагрузок.

            Для молодых педагогов важна психологическая профилактика синдрома профессионального выгорания, так как большинство из них испытывают нехватку практического опыта работы, от чего возникает ощущение некомпетентности. В связи с этим необходимо подготовить их к возможной эмоциональной перегрузке, сформировать соответствующие личностные качества.

            Программа «Ты можешь помочь себе сам» базируется на основных положениях концепции музыкально-рациональной психотерапии, предложенных В.И. Петрушиным и направленных:

  • на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний;
  • воздействие на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы через дыхание, движение, ритм и словесное подкрепление:
  • предоставление возможности самовыражения с помощью пения и творчества.

Задачи программы:

  • формирование здорового жизненного стиля;
  • создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности;
  • развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

-  формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития;

- формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы;

- формирование навыков эмпатии, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений;

-  развитие способности к творческому самовыражению.

Сроки проведения:    1 занятие в неделю продолжительность 1 час в течение 2 – 4 месяцев.

            Музыкальная составляющая программы предполагает привлечение к проведению занятий музыкального руководителя.

Основные формы проведения занятий:

  1. Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т.д.).
  2. Обучающие (самореализация, аутотренинг).
  3. Творческие (арт-терапия и т.д.).
  4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
  5. Беседы, дискуссии.

Основные блоки программы:

диагностический, развивающий и блок контроля.

 

            Первоначальная диагностика и динамика изменений отслеживается с помощью диагностического блока контроля по следующим показателям:  изменение уровня самооценки, толерантности, роста мотивации на самопознание, увеличение эмоциональной стабильности.

            В содержание развивающего блока входят конспекты пятнадцати занятий, в каждое из которых включены двигательные, ритмические и дыхательные упражнения, восприятие и исполнение музыки, творческие задания, музыкальные медитации.

            Прогнозируемые результаты реализации программы:

  • развитие компетентности педагогов по проблеме профилактики возникновения профессиональной деформации;
  • формирование позитивного профессионального имиджа педагога;
  • получение педагогами знаний, умений, навыков для сохранения своего здоровья и овладение здоровьесберегающими технологиями;
  • осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля;
  • создание в педагогическом коллективе ситуации успеха, бесконфликтного поведения.

 

В ходе реализации программы «Ты можешь помочь себе сам» в ДОУ начала работать психологическая гостиная.

Психологическая гостиная – это комплекс мероприятий, которые проводятся с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Встречи в психологической гостиной проходят один раз в месяц в соответствии с тематическим планом, продолжительность – 40 минут – 1 час. Взаимодействие с участниками включает разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.

Деловые игры и упражнения помогают снять психическую напряжённость, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.

Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.

Психологические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.

 Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате – позитивному самовосприятию.

Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.

К участию в работе психологической гостиной, в зависимости от потребностей «текущего дня» планируется приглашение гостей. Гостями могут быть: врач, психотерапевт, священнослужитель, художник, человек с интересной судьбой, интересным хобби.

Важно, чтобы встречи с гостями расширяли представления педагогов о собственных профессиональных и личностных возможностях и возможностях других людей, помогали налаживать социальные контакты и обогащали новым эмоциональным опытом.

На занятиях педагогам транслируются следующие ценности:

  • нет безвыходных ситуаций;
  • каждый человек ценен и уникален;
  • жизнь каждого человека – это то, что дано ему свыше;
  • пока мы живы, нет ничего, чего нельзя было бы исправить.

В ходе психологического сопровождения педагогов использовался ряд методик.  Наиболее эффективен следующий набор (результаты показали высокий уровень достоверности, удобство в применении, методики охватывают широкий спектр возможных источников выгорания, дают возможность грамотно и эффективно выстроить профилактическую работу):

  • Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой).
  • Методика диагностики уровня профессионального выгорания (В.В. Бойко).
  • Методика диагностики профессионального выгорания (Е.П. Ильин).
  • Тест «Трудоголик ли Вы?» (полуструктуированное интервью Б. Киллинджера).
  • Мини-тест «Принадлежите ли вы к людям типа 1 (честолюбивые)?»
  • Мини-опросник «Есть ли у вас риск профессионального выгорания» (А.Е. Андреева).
  • Тест на профессиональное выгорание (В.В. Бойко).
  • Шкала самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В. Ромека).
  • Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилберга – Радюка.
  • Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилберга – Ханина.
  • Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов (ОППР)» (Н.Е. Водопьянова, М. Штейн).
  • Тест на определение индекса жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптированный Н.В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
  • Копинг-стратегии. Тест «Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF-120» (В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н.Е. Водопьяновой).
  • Анкета для изучения социально-психологического климата в дошкольном учреждении.

Эффективное психологическое сопровождение педагогов способствует созданию в коллективе ситуации успеха, росту профессионализма, развитию творческого потенциала педагогов.

В 2017 году наше дошкольное учреждение стало победителем областного конкурса «Школа года» в номинации «Детский сад года» В 2013-2015 году являлось региональной пилотной площадкой по введению ФГОС ДО. Двадцать педагогов (70%) имеют высшую квалификационную категорию. Они принимают активное участие в работе Межрегиональных и Всероссийских конференций.  Опыт их работы вошёл в сборники материалов конференций, также он представлен в различных методических пособиях.

Наши педагоги неоднократно являлись победителями районных конкурсов «Воспитатель года» и достойно представляли Лужский муниципальный район на областных конкурсах.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (11.12.2021)
Просмотров: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта