Понедельник
06.05.2024
16:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Трунёва Л.В. Особенности формирования толерантных установок сознания у детей старшего дошкольного возраста, склонных к проявлению агрессивного поведен

Мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали.

В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей к искусству жить в мире непохожих людей и идей.

Под толерантностью следует понимать такое свойство личности, в котором отражается отношение к миру в целом, в том числе к другим людям и к самому себе. Оно проявляется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, особенностей поведения и т.п. и заключается в понижении сензитивности к объекту взаимодействия за счёт выдержки, самообладания, самоконтроля.

Толерантное сознание представляет собой обобщённое условное обозначение системы установок, ценностных ориентаций, которое создаёт предпосылки для установления межличностных отношений, характеризующихся открытостью, позитивным эмоциональным восприятием партнёра по взаимодействию, проявлением эмпатии по отношению к поведенческим реакциям и ценностям, мировоззрению других людей [13,с.71].

Можно сказать, что толерантность это:

- уважение человеческого достоинства;

- уважение прав других;

- сотрудничество, дух партнёрства;

- готовность мириться с чужим мнением;

- принятие другого таким, какой он есть;

- способность поставить себя на место другого;

- признание равенства других;

- отказ от доминирования, причинения вреда, насилия;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

            Говоря проще – это умение жить с другими, преодолевая те противоречия, которые между мною и этими другими существуют. И этому надо учиться.

Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни. Оно предполагает формирование умения понимать другого, творить добро, ориентироваться в общественно принятых нормах взаимоотношений, разрешать конфликты путём оценки ситуации и поиска этического выхода из неё.

В нашем жестоком мире, когда разрушаются стереотипы мышления и основы социальной жизни, наибольшему риску отрицательного влияния социальных факторов подвергаются дети.

В Лужском районе не сокращается рост преступлений, совершённых несовершеннолетними. А начало этой проблемы, а вернее беды, лежит в дошкольном детстве.

Но особенности развития толерантных установок сознания у детей 6-7 лет и влияние различных факторов на данный процесс практически не изучались.

Хотя следует отметить, что современные Программы дошкольного образования направлены на приобщение детей к азам толерантности как системе определённых ценностей. Это происходит во всех видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной, познавательно-исследовательской, чтении.

А также в процессе ознакомления детей с культурой своего народа и народов, проживающих на территории родного края, приобщения к фольклору, народному декоративно-прикладному искусству и родной литературе [13, с.84].

Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребёнок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви и т.п.

Эта деятельность должна быть направлена на:

  1. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  2. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
  3. Формирование представлений ребёнка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  4. Воспитание активной жизненной позиции на основе:
    • осознания ребёнком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
    • осознания своих возможностей; формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
    • осознания своих достоинств и недостатков; проявления критичности;
    • осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
    • формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других; проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других;
    • определения вместе с детьми правил  и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции»);
    • развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
    • углубления понимания значимости и ценности жизни каждого человека;
    • интереса к жизни других людей.

Без всякого сомнения, дети, обладающие навыками адекватного поведения, гораздо более толерантны к своим сверстникам. И наоборот, дети с отклонениями в поведении, в частности с повышенным уровнем агрессивности, имеют низкую толерантность.

В спихоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З.Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [14,с.65].

В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит развитие. К.Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [15,с.68].

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причём ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Н.Д.Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля [16,с 18].

Процесс включения в мир социальных отношений у них сопровождается негативными эмоциями или формами поведения: злость, обида, чувство ревности, зависти. Их отличает неумение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками на основе понимания и уважения. Они негативно относятся к замечаниям. Неудачи вызывают сильное раздражение, желание найти виновных. Стараются подчинить себе младших и физически более слабых. Легко ссорятся, вступают в драку, кричат, угрожают, оскорбляют.

Это подтверждает проведённое нами исследование, в котором использовались:

-  Диагностические методики, разработанные Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

-   Беседа с детьми на тему:  «Я и телевизор»  (авторская разработка Пурина В.Д.).

-   Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.). 

Проведённое исследование показало, что 36% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий и повышенный уровень агрессивности и низкий уровень толерантных установок сознания;

64% - средний уровень агрессивности и средний уровень толерантных установок;

0% - низкий уровень агрессивности и высокий уровень толерантных установок.

Если у одних детей наблюдались ситуативные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию, то у других достаточно устойчивое агрессивное поведение). Проявление агрессии выражалось в повышении тона и громкости голоса, бурном проявлении негативных эмоций: злости, обиды. У некоторых детей агрессивное поведение проявлялось в порче игрушек, швырянии предметов, использовании физической силы по отношению к другим детям (кусание, царапание, удары).

Можно выделить следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение и низкий уровень толерантности детей: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку.

Основной причиной агрессивного поведения дошкольника и низкого уровня толерантности, безусловно, являются «педагогическая запущенность», которая обусловлена отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

Также на формирование толерантных установок сознания большое влияние оказывает воспринимаемая ребёнком массовая информация (в частности телеинформация).

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Один из главных путей научения агрессивному поведению – наблюдение за чужой агрессией. Многие дети отождествляют себя с агрессивными героями.

Наличие агрессивного поведения присутствует в жизни каждого ребёнка. Но у одних детей это поведение носит пассивно-защитный характер, а у других активный, ярко выраженный.

Однако любое агрессивное поведение можно предотвратить или уменьшить частоту его проявления, а также повысить уровень толерантности детей путём научения их конструктивным способам выражения агрессии, изменением психосоматического состояния в процессе проведения с ними коррекционной работы, а также формированием способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Это подтвердили результаты работы II этапа программы «Формирование толерантных установок сознания у детей старшего дошкольного возраста, склонных к проявлению агрессивного поведения»

Можно выделить эффективные средства воспитания толерантного поведения:

  • всестороннее развитие и воспитание ребёнка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
  • гармонизация отношений (ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, детский сад-семья) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей;
  • культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;
  • концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;
  • использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;
  • взаимодействие детского сада с семьёй на основе разработки программ помощи каждому ребёнку;
  • организации детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.

            Коррекционная программа состояла из цикла занятий (30 минут каждое), которые проводились в форме совместной деятельности (педагог-психолог-дети), с использованием технологий: игротерапия, сказкотерапия, телесная терапия, релаксация, функциональная музыка [13,с.73].

            Коррекция агрессивного поведения и формирование толерантных установок сознания осуществлялась также и вне занятий: проводились различные специально разработанные игровые упражнения с детьми. А также в группе были созданы условия для того, чтобы дети в любой момент могли выразить свои накопившиеся негативные эмоции.

            Наибольшей популярностью у детей пользовались занятия с использованием интерактивных методов обучения, занятия-инсценировки, где есть достаточно движений, наличие ярких персонажей.

            На втором этапе работы проводилось психологическое просвещение педагогов и родителей, с целью повышения их психолого-педагогической компетенции. Использовались такие формы, как семинары-практикумы, совместные занятия, тренинги, дискуссии, консультации (индивидуальные и групповые),  родительский лекторий.

            Организация комплексного подхода (психолог-педагог-родитель), наполнение его определённым содержанием, способствовало решению задач, направленных на снижение уровня агрессивности детей, обучение их конструктивному взаимодействию с окружающим миром, приобретение навыков социально приемлемых способов поведения, формирование толерантности.

            Это показало повторное диагностирование. Оно подтвердило эффективность мероприятий, проведённых в ходе реализации программы «Формирование толерантных установок сознания у детей старшего дошкольного возраста, склонных к проявлению агрессивного поведения»

            У большинства детей ослабли негативные эмоции, снизился уровень агрессивности, стали формироваться навыки эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками, а также умение владеть собой в конфликтных ситуациях, способность к эмпатии, сопереживанию.

            Если первичная диагностика уровня агрессивности и сформированности толерантных установок сознания выглядела так:

 

слабый уровень   средний уровень  высокий уровень  повышенный уровень           

агрессивного       агрессивного         агрессивного        агрессивного

поведения,           поведения,            поведения,            поведения,

высокий уровень      средний уровень низкий уровень     крайне низкий ур.

толерантности       толерантности      толерантности     толерантности

 

     0%                         64%                           29%                      7%

 

            То контрольная диагностика показала положительную динамику:

 

слабый уровень   средний уровень  высокий уровень  повышенный уровень           

агрессивного       агрессивного         агрессивного        агрессивного

поведения,           поведения,            поведения,            поведения,

высокий уровень      средний уровень низкий уровень     крайне низкий ур.

толерантности       толерантности      толерантности     толерантности

 

     29%                                     65%                          13%                      0%

 

            Работая над проблемой формирования толерантных установок сознания дошкольников, мы пришли к выводу, что решение этого вопроса невозможно без коррекции отклонений в поведении ребёнка, в частности коррекции повышенной агрессивности, интолерантности.

            Интолерантность, в противовес толерантности, представляет собой совокупность таких черт личности, как неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при общении с другим человеком.

            Позитивное понятие толерантности достигается через уяснение её противоположности – интолерантности или нетерпимости. Она тесно связана с агрессивностью.

            Об этом в научной литературе говорят:

Солдатова Г.У. «Учимся толерантности»,

Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности: сущность и средства»,

Баас Л. «Психология агрессии»,

Берковец Л.  «Агрессия: причины, последствие и контроль»,

Прокопенко В.А.  «Толерантность и мир, в котором мы живём»,
Асмолов А.Г.  «Толерантность от утопии – к реальности»

Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Поэтому для детей, склонных к проявлению агрессивного поведения, необходима специальная программа формирования толерантных установок сознания.

Вариант программы, составленной нами, предлагает систему диагностических, развивающих, коррекционных средств, направленных на оказание помощи детям 5 – 7 лет в коррекции их эмоциональной сферы. В работе с детьми её могут использовать педагоги-психологи, учителя-дефектологи, воспитатели, родители.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (11.12.2021)
Просмотров: 102 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта