Понедельник
06.05.2024
18:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Саранцева Т.П. "Мелкая моторика рук как средство социализации, речевого и психического развития детей с ОВЗ"

Проект

«Мелкая моторика рук как средство социализации, речевого и психического развития детей с ОВЗ»»

 

Тип проекта:       групповой, социально-педагогический, творческий.

 

Актуальность проекта.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, который нужно им передавать. Мало того, хочется, чтобы эти знания были усвоены не механически, а осмысленно.

Для того, чтобы помочь детям справиться с этими сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Что же следует сделать, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос социальной личностью?

Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.

Учёные утверждают, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка.

Вся история развития человечества доказывает, что движение рук тесно связано с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Таки образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в равной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка.

Участники проекта:     дети старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития, воспитатели, учитель – дефектолог, учитель – логопед, родители.

Срок  реализации:       длительный.

Цель проекта:

  1. Развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.
  2.  Укрепление здоровья детей.

Задачи проекта:

  1. Коррекционно – развивающие:
    • развитие коррекционной и мелкой моторики;
    • развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
    • развитие тактильной чувствительности рук;
    • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
    • развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности;
    • упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения рук пальцев;
    • совершенствование двигательной памяти;
    • развитие речемыслительной деятельности;
    • развитие мимической мускулатуры;
    • развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
  2. Коррекционно – воспитательные задачи:
  • создание положительного эмоционального фона;
  • воспитание усидчивости, доводить начатое дело до конца;
  • формирование дружеских взаимоотношений;
  • воспитание внимания к обращённой речи;
  • развитие чувства уверенности в себе;
  • формирование умения радоваться, достигая цели;
  • формирование коммуникативных навыков.

 

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

  1. Изучение методической литературы по теме.
  2. диагностика развития мелкой моторики детей.

Задачи:       Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.

  1. Составление перспективного плана проектной деятельности.
  2. Подготовка предметно-развивающей среды.
  3. Подборка игр с элементами самомассажа, пальчиковой гимнастики.
  4. Разработка  картотеки пальчиковых игр со стихами, игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  5. Подбор материала для штриховки, обводки, дорисовки, рисованию по точкам. Лабиринты.
  6. Приобрести: массажные мячики, платочки, коврики, крупные и длинные бигуди, прищепки, счётные палочки, решётки, зубные щётки, бусы, резиночки для волос, разноцветные крышки, фасоль, горох, бусинки, пуговицы, макаронные изделия, цветные нитки,  палочки для коктейля, верёвочки, ёмкости для льда.
  7. Подбор: мозаики, мелких игрушек, природного и бросового материала.
  8. Мониторинг сформированности педагогической компетенции у родителей.

Задачи:   Определить уровень педагогической компетентности родителей.

  1. Разработка консультаций, бесед с родителями, Практикумы.

Задачи:  Сформировать у родителей интерес к проекту, распределить обязанности между участниками проекта.

Основной этап.

  1. Пальчиковые игры со стихами, как компонент утренней гимнастики, физминуток, минуток отдыха, свободная деятельность, специальные занятия.
  2. Графические задания, задания с трафаретами, обводками, индивидуальные тетради.
  3. Силуэтное вырезание. Лепка. Рисование.
  4. Пальчиковые игры с разными предметами (катушками, прищепками, орехами и т.д.)
  5. Игры, требующие определённых ручных умений (мозаики, конструктор, пальчиковые тренинги, лабиринты).
  6. Организация выставки пособий для родителей «Как умелые ручки язычку помогали».
  7. Проведение конкурса среди детей и родителей на лучшую игру.
  8. Создание медиа-копилки для родителей «Домашние игры».

 

Заключительный этап.

  1. Итоговая диагностика развития мелкой моторики.
  2. Посетить с детьми младшую группу, с целью познакомить малышей с пальчиковыми играми и подарить игру «Обведи силуэт».
  3. Родительское собрание в форме игрового тренинга с детьми.
  4. Итоги конкурса «Лучшая игра».
  5. Оформление фотовыставки «Ум на кончиках пальцев».
  6. Оформление компьютерной презентации «Весёлые пальчики».
  7. Выступление на педагогическом совете.

Предполагаемые результаты.

  1. Итоговый результат.
  2. Развитие мелкой моторики дошкольников.
  3. Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
  4. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  5. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.
  6. Практический результат.
  7. Копилка для родителей «Домашние игры».
  8. Выставка «Лучшая игра».
  9. Пособия и игры по развитию мелкой моторики.
  10. Картотека.
  11. Создание фотоальбома «Игротренинг».
  12. Создание и разработка новых игра на развитие мелкой и крупной моторики.

Заключение.

         Развитие кисти рук и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

         Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

         Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результатом этой работы будет проявление интереса детей к различным видам деятельности. А это значит, что найти способ научить ребёнка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, то есть подготовить движения при помощи повторных упражнений. Нужно помнить, что первое впечатление у ребёнка самое яркое и сильное. Если ребёнок берётся за вещи, которые делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам. Поэтому необходимо стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учить тому, что любую работу и любое действие можно делать с интересом.

Вывод.

         Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.


Литература.

  1. Белая А.Е, Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО Издательство АСТ, 2000
  2. Быстрова Т.А., Сизова Э.А. Логопедия в диалогах. СПб, Издательский Дом Литера, 2004
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2014
  4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2008

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (18.01.2016)
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта