Воскресенье
19.05.2024
14:33
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


О некоторых психолого-педагогических проблемах преемственности дошкольного и начального общего образования

Говорить о преемственности дошкольного и начального общего образования возможно только при условии преемственности образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС ДО. В «Законе РФ об образовании» (ст. 17) также прописано: «Образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая базируется на предыдущей».

         Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится всё более острой в связи с модернизацией всей системы образования.

         В практике обучения и воспитания существует ряд правил, обязательных для выполнения. Одним из них является преемственность.

         Для более полного и глубокого рассмотрения проблемы преемственности развития дошкольников и младших школьников необходимо учитывать культурно-историческую концепцию детского развития Л.С. Выготсткого и С.А. Рубинштейна. Они доказали, что каждый этап в становлении личности ребёнка подготавливает и влияет на следующий за ним. В свою очередь новый этап развития определяется предшествующим этапом, тем, что уже сложилось и что возникло к данному моменту. В этом заключается диалектика процесса становления личности ребёнка при переходе от дошкольного к школьному детству.

         Анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме, практической работы, результаты опроса и экспертных оценок педагогов ДОУ и учителей начальной школы показывают, что наблюдается значительные трудности в осуществлении преемственности. 

А именно:

1.     Несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями детского сада и школы.

2.     Формирование и развитие в каждом звене осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учёта дальнейших перспектив.

3.     Несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения (в системе преемственности).

4.     Отсутствие системы при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням  образования.

5.     Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3-10 лет, сочетающих потенциал воспитателей и учителей начальных классов).

6.     Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

7.     Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

Переход от дошкольного к начальному образованию обладает своими особенностями и обусловлен:

·        возрастными особенностями развития детей: психологическими, интеллектуальными, социокультурными и др.;

·        педагогическими условиями:

а)  содержанием образования детей;

б)  развитостью педагогических технологий, форм, методов осуществления преемственности.

         Основная цель   осуществления преемственности – это создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

         Эта цель обусловливает следующие общие для ДОУ и начальной школы задачи:

·        создание единого образовательного пространства;

·        применение здоровьесберегающих технологий;

·        координацию и совместную разработку содержания обучения и воспитания детей;

·        использование преемственных форм, методов, технологий ДОУ в начальной школе.

Процесс осуществления преемственности – это три последовательных этапа:

1.     формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;

2.     адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;

3.     развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.

Как показывает практика, сегодня решение вопроса преемственности невозможно без серьёзного психолого-педагогического анализа как содержания образования в целом, так и конкретных образовательных моделей, заложенных авторами дошкольных базисных программ и программ начальной школы.

Так, например, подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (Программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.Н. Васильевой/) предполагает формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах, составлять слова из слогов, делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Обучение детей чтению в Программу детского сада не входит. А программы, которые разработаны для современных первоклассников, ориентированы в основном на читающего ребёнка.  Нельзя отрицать, что стартовые возможности выше у ребёнка, умеющего читать.

Например, первоклассники, которые учатся по программе «Школа-2100», уже в конце сентября читают не привычное большинству «наша Шура мала. У Шуры шары», а узнают «Почему капусту назвали капустой». Оказывается «… римляне назвали кочан капициум – головка. Переиначив латинское слово, мы называем её капуста за сходство кочана с человеческой головой».

К середине октября тексты, предлагаемые детям, содержат по  600-700 знаков. Они сложны не только с технической точки зрения, но и по смыслу. И ребёнок, пришедший в школу не умеющим читать или плохо читающим, через полтора месяца должен осилить текст, где рассказывается, что «… города Ярославль и Владимир были названы по имени князей, которые их основали. А вот что говорит предание о городе Дмитрове… на том месте, где князь получил радостное известие (о рождении сына), он приказал основать город и назвать его по имени сына – Дмитров». Здесь же ребёнок должен прочитать названия таких городов как Санкт-Петербург, Пушкинские горы, Верея, Холмск и др.

Чуть позднее первокласснику предлагается рассказ «Имена московских улиц». Где ребёнок читает: «… одна из дорог шла на юг в Золотую Орду. Постепенно вдоль неё выросла улица. Сейчас она называется Большая Ордынка». Текст занимает целую страницу букваря. (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука». Учебник для первоклассников.)

Неслучайно за последние несколько лет развилось так называемое предшкольное репетиторство. Создаются специальные группы по подготовке детей к школе. Говоря о преемственности программ дошкольного и начального общего образования, стоит признать, что между ними появилось промежуточное звено - «специальная подготовка к школе».

Среди ряда проблем, с которыми сталкивается первоклассник – это и безотрывное письмо. Следует согласиться с доктором биологических наук, директором Института возрастной физиологии М.М. Безруких в вопросе обучения детей безотрывному письму:

«Эта методика не учитывает ни функциональную незрелость мышц, ни незаконченные процессы формирования кистей и фаланг пальцев, ни несовершенство нервно-мышечной регуляции.

Безотрывное письмо нарушает психофизиологическую структуру письма, искусственно создаёт гипоксию: дети пишут безотрывно на вдохе, задерживая дыхание. Результат такого письма – не только неэффективное и длительное формирование навыка, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение».

Педиатры единогласно отмечают, что ухудшились общие показатели здоровья у учащихся младших классов, увеличилось количество неврозов и неврозоподобных состояний. Особое опасение вызывают выпускники ДОУ из групп для детей с отклонениями в развитии (тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития).

Федеральные государственные требования «… учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» (раздел 1.2.).

В дошкольном учреждении с такими детьми работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи. Наполняемость таких групп до 10 человек. Наивно думать, что отклонения в развитии, имеющиеся в дошкольном детстве, к семи годам бесследно исчезнут. Тем не менее эти дети, как правило, попадают в массовые школы, в обычные классы (где 25 и более человек). Они сразу начинают отставать от своих сверстников. Одной из причин этого является неоправданно высокий уровень интенсивности обучения в первом классе. Стойкая ситуация неудовлетворённости, усталости, неуспеха является психотравмирующей и ведёт к дальнейшим нарушениям в развитии, к школьной дезадаптации.

Перечисленные выше проблемы говорят о том, что для реализации на практике преемственности требуются:

·        разработка комплекса организационных мер, новых нормативных актов;

·        совершенствование методики начального образования;

·        приведение в соответствие со стандартами образования значительного количества учебно-методических пособий;

·        совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями Стандарта.

Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это важнейшая задача образования и его основной результат.

Трунёва Людмила Васильевна,

заместитель заведующего по учебно-               воспитательной работе, 

педагог-психолог МДОУ 

«Детский сад № 5 

комбинированного вида»

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (16.03.2014)
Просмотров: 1289 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 englewNon  
0
Не совсем согласенhttp://educationinuk.ru/ - ,

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта