Понедельник
06.05.2024
14:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Официальный сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [12]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Грекова Н.В. «Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития ребенка в ДОУ»

Все мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей, которые зависят от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды, которая должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Любая деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.  

Музыкальная предметно – развивающая среда  занимает особое место в ряду всех остальных. Возникает вопрос: «как сделать, чтобы музыкальная деятельность  стала интересней, насыщенней, давала бы детям возможность активного участия в ходе непосредственно – образовательной  и самостоятельной деятельности. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном кабинете и в группах. 

Цель проекта 

Обеспечение  реализации потребности ребенка в активной музыкальной деятельности  через предметный мир.

 

Задачи проекта

  • внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
  • создание музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (музыкальной, двигательной, самостоятельной, творческой,  театрализованной);

Срок проекта:   долгосрочный.

Участники проекта:  дети (2,5 – 7 лет), воспитатели, родители.

Создание условий необходимых для реализации проекта.

         С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов к предметно – развивающей среде появилась возможность  научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин, то есть использовать интегрированный подход к организации музыкальной деятельности. 

         Музыкальная предметно-развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста  строится на сюжетной основе,  для  старших дошкольников – на дидактической.  Пособия развивающей среды  сомаштабны глазу, действиям руки, росту ребенка.  Они добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. 

         Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми  прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально - положительное отношение к миру музыки.  Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности,  время от времени (1-2раза в месяц) пособия обновляются.  

Реализация  проекта.

Музыкальная предметно-развивающая среда в детском саду  организовывается по трем основным блокам:

  • восприятие музыки;
  • воспроизведение музыки;
  • музыкально-творческая деятельность.

I блок.  Восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально-сенсорного  восприятия детей.

II блок.   Воспроизведение музыки:

 - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;

-  пособия, побуждающие к музыкально - ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;

-  пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации.

III  блок.  Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному,  музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

Дидактическое  обеспечение  проекта.

Пособия  для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Пособия для детей 4—5 лет (средняя группа):

      Для музыкальной  деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно):

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

•фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Пособия для детей 5-6 лет (старшая группа):

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Пособия для детей 6-7лет (подготовительная группа):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные);

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Методические  рекомендации.

Для решения поставленных задач эффективно использовать многофункционально-дидактическое пособие «Кукла Катя». Оно  как нельзя лучше подходит для решения поставленных задач. Многофункциональность куклы направлена на решение одной или нескольких задач. Кукла Катя - яркая красивая игрушка, привлекает внимание детей и вызывает желание активно действовать с ней. Устройство такой игрушки направляет мысль детей на достижение необходимого результата.

Кукла Катя состоит из четырех граней:

  • фланелеграф
  • нотный стан
  • театральная
  • музыкально-дидактическая игра

На руках и ногах расположены шумовые инструменты. Дети самостоятельно могут взять понравившийся им музыкальный инструмент для озвучивания музыкальных сказок и сказок-шумелок.

Рот куклы выступает в качестве наглядности развития звуковедения в исполнительской деятельности и ладового чувства.

На фланелеграфе предлагаются детям сюжетные картинки по произведениям, инсценированию песен, цель которых – дать представление о содержании музыки, музыкальных образов. Фланелеграф служит основой для музыкально-дидактических игр.

Нотный стан используется для развития у детей музыкального слуха, формирования у них правильного представления о высоких и низких звуках, о расположении звукоряда с последовательным повышением и понижением звучания, учатся определять движение мелодии вверх и вниз.

Театральная используется в театрально-игровой деятельности: в постановках  настольного, конусного, пальчикового театров. Театральная постановка развивает у ребёнка художественный вкус, воображение и фантазию. Особое место в художественных постановках уделяется пьесам, основанным на стихотворных текстах. Влияние поэтического слова на личность общеизвестно. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов, ребёнок, слушая сказку или играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя слова персонажей сказки, ребенок тренируется в развитии голосового аппарата.

Результаты проекта.

         Правильно организованная музыкально-предметная развивающая среда позволяет каждому ребёнку в простой, доступной  игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
  2. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005
  3. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М.,Просвещение, 2005
  4. Журналы "Музыкальный руководитель". 2010-2012 гг..
  5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по       проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Елленна58 (18.01.2016)
Просмотров: 1722 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта